/редактор отдела науки  I. Stulpiniene/

Наука

Называем Новым Миром познание Незримого

Administrator D - Monday, September 14, 2015

Ирена Стульпинене

Это размышления учителя физики по вопросам:

Как учителям естествознания облагораживать знания? 

Как им учить детей «языком сердца»? 

Как мысли детей направить к будущему?

Word doc.  


О необходимости синтетически мыслящих ученых и учителей

Administrator D - Monday, June 22, 2015

Наука вторит индийским ВЕДАМ

https://www.youtube.com/watch?v=w5ESJxMbvWA

Ньютон

Administrator D - Monday, June 22, 2015

Нютон Темный Еретик. Cупер фильм о искреннем, гениальном человеке, пытавшемся докопаться до Истины - духовной! Разоблачил ложные учения англиканской и католической церкви!

Величайший ученый был еще и крупнейшим алхимиком Британии. Ньютон считается первым и величайшим ученым нового времени, рационалистом, человеком, научившим нас мыслить по законам разума и логики. Но он был не только первым мыслителем эпохи разума - он был ещё и „последним колдуном“. Портрет Исаака Ньютона - ученого, в разгар своей гениальности, обратившегося к алхимии и теологии - существенно отличается от образа пуританина, известного нам из учебников истории.

Никола Тесла, ионосфера и резонансы человеческого мозга

Administrator D - Friday, October 03, 2014

Никола Тесла, ионосфера и резонансы человеческого мозга

Экспериментируя, ученый понял, что глобальным синхронизатором всего живого на Земле является ионосфера.  «Это настолько поразительно, что кажется, как будто сам Создатель конструировал электричество на этой планете» Никола Тесла

Читать статью

А.В.Иванов

Administrator D - Wednesday, September 10, 2014

   Уважаемые коллеги, 
 Вашему вниманию предлагаем особо богатую содержанием, глубоко научную, однако лёгкую для понимания статью известного доктора философских наук А.В.Иванова. О иерархии ценностей и законах духовной жизни – в научном изложении! Что может быть ценнее для нас, последователей Гуманной педагогики? Простые и понятные аргументы данной статьи понадобятся: и школьному учителю – как материал для уроков в старших классах, также для повышения квалификации и методических разработок; и руководителю любого образовательного учреждения – для педсовета или при создании концепции гуманной школы («Это же учёные утверждают!..»); и студенту педагогического вуза для экзаменов, семинаров и рефератов; и даже преподавателям технических вузов для укрепления своих подлинно духовных позиций; и, смеем утверждать, даже для обсуждения в семейном кругу… Духовные законы следует знать! Потому чем больше мы, педагоги, будем знакомы с трудами современных учёных, которые во главу развития науки и общества ставят высшие духовные ценности, а не «ценностный релятивизм» (А.В.Иванов), тем будем смелее и тем легче нам будет отстаивать позиции образования, строящегося на основах духовного гуманизма. Для того, чтобы определиться, читать ли эту пространную статью или нет, хотя бы бегло просмотрите, пожалуйста, редколлегией жирно выделенные фразы и предложения. Мы уверены, не оторвётесь…

СТАТЬЯ

ВИКТОР ФРАНКЛ О СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ ЖИЗНИ

Administrator D - Sunday, June 29, 2014


Множество раз мы слышали, что истоки Гуманной педагогики – в классике: педагогической, художественной, религиозной и, конечно же, научной. Мы предлагаем ещё раз убедиться, что идеи, выдвигаемые великими, учёными всегда проверены жизнью, потому они так притягательны и понятны для последователей. По той же причине самые выдающиеся учёные, как правило, поиск ответа на вопрос смысла существования утверждают главной целью жизни. Это же утверждает и философия Гуманной педагогики…
ВИКТОР ЭМИЛЬ ФРАНКЛ (Viktor Emil Frankl, 1905 — 1997) — всемирно известный учёный, австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря.
 
Виктор Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии. 
Блажен, кто посетил сей мир 
В его минуты роковые, 
Его призвали всеблагие 
Как собеседника на пир. 
Ф.И. Тютчев 

Одна из самых известных книг Виктора Франкла – «Сказать жизни ДА! Психолог в концлагере». 
ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук, профессор факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова об этой книге и о жизненном подвиге Виктора Франкла вот что пишет:
«Перед вами великая книга великого человека. Ее автор — не просто выдающийся ученый, хотя это так: по числу почетных ученых степеней, присужденных ему разными университетами мира, ему нет равных среди психологов и психиатров. Он не просто мировая знаменитость, хотя и с этим спорить трудно: 31 его книга переведена на несколько десятков языков, он объехал весь мир, и встречи с ним искали многие выдающиеся люди и сильные мира сего — от таких выдающихся философов, как Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер, и до политических и религиозных лидеров, включая Папу Павла VI и Хиллари Клинтон. Не прошло и десятилетия после смерти Виктора Франкла, но мало кто станет оспаривать, что он оказался одним из величайших духовных учителей человечества в XX веке. Он не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека (здесь и далее выделено нами – ред. сайта), он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни. <...>
Виктор Франкл испытал на себе весь трагизм столетия. Почти посередине через его жизнь проходит разлом, обозначенный датами 1942—1945. Это годы пребывания Франкла в нацистских концлагерях, нечеловеческого существования с мизерной вероятностью остаться в живых. Почти любой, кому посчастливилось выжить, счел бы наивысшим счастьем вычеркнуть эти годы из жизни и забыть их как страшный сон. Но Франкл еще накануне войны в основном завершил разработку своей теории стремления к смыслу как главной движущей силы поведения и развития личности. И в концлагере эта теория получила беспрецедентную проверку жизнью и подтверждение — наибольшие шансы выжить, по наблюдениям Франкла, имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить. Мало кого можно вспомнить в истории человечества, кто заплатил столь высокую цену за свои убеждения и чьи воззрения подверглись такой жестокой проверке. Виктор Франкл стоит в одном ряду с Сократом и Джордано Бруно, принявшим смерть за истину. Он тоже имел возможность избежать такой участи. Незадолго до ареста ему удалось, как и некоторым другим высококлассным профессионалам, получить визу на въезд в США, однако после долгих колебаний он решил остаться, чтобы поддержать своих престарелых родителей, у которых шанса уехать с ним не было. <...>
Выйдя в сорок пятом на свободу и узнав, что вся его семья погибла в горниле мировой войны, он не сломался и не ожесточился. В течение пяти лет он выпустил дюжину книг, в которых изложил свое уникальное философское учение, психологическую теорию личности и психотерапевтическую методологию, основанные на идее стремления человека к смыслу. Стремление к смыслу помогает человеку выжить, и оно же приводит к решению уйти из жизни, оно помогает вынести нечеловеческие условия концлагеря и выдержать тяжелое испытание славой, богатством и почетом. Виктор Франкл прошел и те, и другие испытания и остался Человеком с большой буквы, проверив на себе действенность собственной теории и доказав, что в человека стоит верить. <...> 
Полный текст этой статьи Дмитрия Леонтьева можно прочесть по адресу http://krotov.info/lib_sec/21_f/fra/nkl_05.htm
Далее мы предлагаем посмотреть знаменитый видео отрывок О СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ ЖИЗНИ из лекции Виктора Франкла, 1972 год. Видео запись на английском с титрами на русском, 4 минуты:
http://vk.com/video-25867865_169536320?hash=027f054031d0012f

ЭМПИРИЧЕСКАЯ НАУКА И МЕТАНАУКА

Administrator D - Sunday, June 29, 2014
Уважаемые коллеги!
Предлагаемая статья, предназначенная для учёных ОНЦ КМ, с первого взгляда, нас учителей, как бы и не касается. 
Но мы - последователи Гуманной педагогики, нам также очень полезно будет:
узнать, что говорит наука о метанаучном (сверхнаучном) познании, 
что такое синтез познания, когда, кем и где была заложена новая методология познания, 
как в Мироздании проявляется принцип двойственности; 
понять, что дух – это высокоэнергетический вид тонкой материи, сердце - тончайший инструмент познавания, 
культура – главное условие метанаучного познания и его плодотворного синтеза с эмпирической наукой, а одухотворенная наука - результат такого синтеза;
осознать, что уровень развития сознания зависит от энергетики сердца, 
а эволюция человека направлена на связь с высшим… 
Какая радость: всё это уже звучит на языке науки - пора подобным понятиям приходить и на урок…
Вашему вниманию предлагаем статью из интернет-сайта:
http://www.icr.su/rus/onckm/napravleniya-deyatelnosti/empiricheskaya-nauka-i-metanauka/02.php

В.Г. Соколов

ЭМПИРИЧЕСКАЯ НАУКА И МЕТАНАУКА
Методологические положения к направлению деятельности 
Объединенного Научного Центра проблем космического мышления


1. В наши дни существуют два основных направления познания: первое – научное эмпирическое (часто именуемое просто «наука»), которое сложилось относительно не так давно, в XVII-XVIII веках, и которое основывается на эксперименте и на изучении преимущественно плотной материи трехмерного мира, при этом обособляясь от связей с более высокой космической реальностью; второе – метанаучное (сверхнаучное) направление, очень древнее, демонстрирующее метод познания через внутреннее, духовное, пространство человека и обуславливающее формирование более широких по сравнению с экспериментальной наукой взглядов на материю. Метанаучный способ познания имеет связь с высшими космическими структурами, в отличие от эмпирической науки, которая в целом не принимала знания, полученные в сверхнаучном пространстве. Между тем, по своей природе эти два направления, вышедшие когда-то из одного источника – мифологического мышления, – взаимодополняют друг друга и не могут полноценно развиваться в отдельности; лишь в единстве, или синтезе, они наиболее полно могут представлять и будут в дальнейшем расширять само пространство Знания. Итак, речь идет об эмпирической и метанаучной сторонах такого целостного в своем потенциале явления, как наука. Какое бы из научных направлений мы не взяли, оно будет включать данные стороны. На них же будет постоянно выходить в своей разносторонней исследовательской работе и Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ).

2. Процесс синтеза научного эмпирического и метанаучного способов познания неотъемлем от нового космического мышления, которое развивается в пространстве Духовной революции, начавшейся в России в конце XIX – начале XX века и продолжающейся в наши дни. Выдающиеся ученые-космисты, философы, деятели искусства, которые приняли участие в процессе зарождения и развития космического мышления, раскрывали новые грани сложной природы человека, включенного в целостную космическую структуру, подводили к осознанию понятия двойственности, к пониманию того, что материя многолика и ее можно познавать, как эмпирическим, так и внеэмпирическим путем. В начале ХХ века, подвергая узкоматериалистическое миропонимание пересмотру, они дополняли традиционные подходы экспериментального способа познания таким методом, как умозрительное действие, опиравшимся на интуицию, или метанаучным методом. Надо отметить, что при изучении проблем космического мышления дальнейшее исследование идей мыслителей-космистов, и особенно в аспекте основных направлений синтеза познания, должно занимать одно из видных мест.

3. В пространстве современной науки невозможно отмежевать исключительно эмпирическую составляющую от метанаучных идей, на что, например, в свое время указывал В.И. Вернадский. Более того, целый ряд научных открытий вообще теснейшим образом связан с информацией, полученной сверхнаучным путем. История науки знает немало подобных примеров, которые ныне нуждаются в новом, более глубоком и всестороннем изучении. Кроме того, немало новых научных открытий и теоретических разработок выходят за рамки прежних научных представлений и в ряде случаев подтверждают то, что накоплено в метанаучном пространстве (эффект Кирлиан и фиксация тонких структур человека; выход на иные, тонкие состояния материи во Вселенной, открытие и научное осмысление «темной энергии» и «темной материи» и т.д.). 

4. Опыт синтеза эмпирической науки и метанауки наиболее всесторонне представлен в новой системе познания Живой Этики, принесенной миру выдающимся философом и ученым Еленой Ивановной Рерих в первой половине ХХ века. Эта философская система, содержащая основы новой теории познания, занимает ключевое место в процессе зарождения и развития самого космического мышления. Поэтому, изучение и введение в научный оборот положений Живой Этики выступает стержневой задачей любой области работы ОНЦ КМ. Можно отметить, что проблематика, например, такого направления его научной деятельности, как «Институт “Урусвати”», глубоко пронизана явлением взаимодействия эмпирической и метанаучной сторон науки в целом. В частности, в Гималайском институте научных исследований «Урусвати» Рерихами изначально была заложена и получила развитие методология новой системы познания, представленная синтезом эмпирической науки и метанауки, в результате чего древние духовные знания находили подтверждение с помощью эксперимента.

5. Методология Живой Этики и, в частности, такая важнейшая ее особенность, как принцип двойственности, позволяет глубинно осмыслить ту разноплановую, но единую в своей сущности космическую реальность, с которой тесно связаны два основных гносеологических направления. Будучи одним из великих космических законов, явление двойственности пронизывает все планы и процессы Мироздания, а также все его энергетические структуры, включая самого человека. Одним из основных выразителей принципа двойственности выступает двуединое явление «дух-материя», ведущее к более широкому осмыслению материи, различных ее состояний, а значит – и к пониманию двух сторон единой реальности: постигаемой эмпирическим и внеэмпирическим, интуитивным, сверхчувственным путем, или метанаучным способом. Эта реальность, две ее стороны, заключены и в самом человеке, что обуславливает неизбежность естественного проявления в нем двух способов познания. 

6. Взгляд на материю в Живой Этике – более широкий в сравнении с традиционным научным подходом. В данной философской системе развита концепция теснейшей взаимосвязи духа, энергии и материи. По существу, всё в Мироздании есть материя, которая может иметь самые разные состояния, или уровни, и даже такое явление, как дух, Живая Этика рассматривает с той точки зрения, что он является высокоэнергетическим видом тонкой материи. Без подобного взгляда на материю метанауку как явление осмыслить невозможно. Всестороннее осмысление различных состояний материи, включая изучение и тонких структур самого человека, можно считать одним из приоритетных научных изысканий ОНЦ КМ. 

7. Важнейшей характеристикой метанауки является познавательная способность духа человека, который реализует эту способность через сердце. Речь идет о духовном сердце, которое, согласно положениям Живой Этики, неотъемлемо от духа в энергетической структуре человека. Его дух как познавательную силу рассматривал, например, и В.И. Вернадский, который именно духу отводил центральное место во внутреннем развитии человека. Нельзя не отметить и то, что о самом сердце как познающем органе говорилось и писалось на протяжении веков, мыслители разных эпох, так или иначе, выходили на эту проблему. Эффективность деятельности сердца как инструмента познания связана с нравственным уровнем развития человека, или его культурой. Мы снова приходим к духу, к его самоорганизующейся системе, которая и является культурой. Е.И. Рерих отмечала неотделимость духовности от сознания, которое, согласно Живой Этике, концентрируется в сердце. Таким образом, культура, или процесс развития духа человека, – есть главное условие самого метанаучного познания, а также – его плодотворного синтеза с эмпирической наукой. Такое явление, как одухотворенная наука и есть результат данного синтеза. Сам же смысл понятия «одухотворенная наука» имеет два главных аспекта. Первый – это нравственные основы в науке, второй – связан с познавательными возможностями духа через внутренний мир человека, то есть с метанаучным познанием. История знает немало великих ученых и мыслителей, развитая духовная сторона жизни которых обуславливала их интуитивный, метанаучный, прорыв в сферу выдающихся научных открытий и философских предвидений. Среди них: Дж. Бруно и Я. Бёме, М. Кюри и А.Л. Чижевский, В.С. Соловьев и М.К. Чюрленис, Е.И. Рерих и Н.К. Рерих, Д.И. Менделеев и М. Фарадей. И явление культуры, и то, что мы называем метанаукой, неотъемлемы от материи высокого состояния, высших структур Космоса. А высшее – это источник импульса космической эволюции, идущего на Землю. Космическая эволюция действует в пространстве культуры, и ее земное творчество протекает во многом через метанауку.

8. Широкое исследование природы духа и сердца человека, без сомнения, можно назвать важнейшим направлением в изучении самой проблемы метанаучного познания и его взаимодействия с эмпирической наукой. Согласно Живой Этике, сердце связано с мирами иных измерений и более высоких состояний материи, пребывая с ними в энергообмене. Эта живая связь земного и небесного, этот Мост Миров, как именуется сердце, позволяют человеку развить в себе способность более глубокого, по сравнению с интеллектом, познания сути явлений и объектов. Речь идет о развитии сознания, уровень которого зависит от энергетики сердца, или психической энергии. Чем бóльшими накоплениями психической энергии обладает человек, тем выше уровень его сознания. Развитость психической энергии, сосредоточенной в сердце, есть по своей сути отражение высокого развития духа человека, его самоорганизующейся системы, или культуры. Можно сказать, что у такого человека развита связь, или энергообмен, с высшим, с мирами более высокого состояния материи. Его Мост Миров, или сердце, утончено и напряжено этой связью, а, следовательно, и познание этого человека осуществляется в русле синтеза метанауки и эмпирической науки (а также в русле синтеза самих знаний), оно цельно и всеохватно. Все эти явления и связи требуют дальнейшего осмысления с точки зрения методологических положений Живой Этики.

9. Основные особенности взаимодействия двух рассматриваемых направлений познания находятся в поле законов космической эволюции, знания о которых содержатся в Живой Этике. В частности, согласно одному из таких законов, любое явление имеет два аспекта: один – плотноматериальный, лежащий на поверхности, видимый (если говорить о науке в целом, данный аспект представлен эмпирической стороной); другой – иерархически более высокий, духовный, глубинный аспект (его можно соотнести с метанаучной стороной, имеющей отношение к материи более высокого состояния). Согласно другому космическому закону, в эволюционном процессе высшее является ведущим по отношению к нижестоящему. Исходя из этого, если мы говорим о двух способах познания, то метанаука, выходящая на знание более высокого порядка, причинна по отношению к эмпирической науке и ее экспериментальному способу познания. 

10. Дальнейшее изучение природы метанауки, включающей источник знания, механизмы его обретения, сам инструмент познания, является одной из кардинальных задач, стоящих перед ОНЦ КМ. Ибо метанаука и метанаучное знание связывает космическую эволюцию с процессами, происходящими на Земле. И от того, принимает ли человечество эту связь и такое знание, во многом зависит его продвижение по эволюционной лестнице. Знание, будучи главным фактором в космической эволюции, призвано всесторонне отображать сложную реальность Космоса, а, соответственно, процесс познания, демонстрируемый микрокосмом, должен быть таким же многогранным, как и природа человека, и природа самого познаваемого. При этом основные способы познания – метанаучный и эмпирический научный – неизбежно должны слиться в плодотворном синтезе. В свою очередь, этот синтез восстановит на новом, более высоком уровне, столь необходимую для эволюции человечества связь с высшим. 


Л И Т Е Р А Т У Р А : 
1. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и время. — 2008. — № 4. — С. 28–55. 
2. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.] / Л.В. Шапошникова // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. — М.: Международный Центр Рерихов, 2003. — С. 5–165. 
3. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь – окт. 2003 г., Москва. Т. 1. — М.: Международный Центр Рерихов, 2004. — С. 52–81. 
4. Шапошникова Л.В. “Свет Утренней Звезды” // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. — М.: Международный Центр Рерихов, 2005. — С. 79–115.

ФИЛОСОФИЯ КОСМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Administrator D - Friday, June 27, 2014

В Москве с 2003 года действует Объединённый Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ), одна из главных целей которого - развитие космического сознания. ОНЦ КМ объединяет учёных самого разного профиля - представителей естественных и гуманитарных наук, а также западную и восточную мысль, научные и метанаучные способы познания. 

Важнейшее место в формировании нового космического мышления занимает философия космической реальности, в которой содержатся основы новой теории познания и его методология. 

Школа и наука – сообщающиеся сосуды. И когда мир науки уже начинает руководствоваться новой теорией познания и её методологией, то подумаем, как же философия космической реальности найдёт путь в сознание людей, если о ней не будут знать учителя? Не малая смелость учителя нужна будет, чтобы не только мыслить по-новому, по-космически, но также жить и действовать в классе. 

Вот поэтому, открывая новую рубрику «Наука» на нашем сайте, предлагаем коллегам в первую очередь познакомиться с новой методологией познания. 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ФИЛОСОФИИ КОСМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Научно понять – значит установить явление
в рамки научной реальности Космоса. (В.И. Вернадский)

В труде «Философия космической реальности» академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского Л.В.Шапошникова пишет:

«…Наука должна быть одухотворённой, нравственной и, наконец, должна повернуться к изучению иных состояний материи, тонких энергий, внутренней духовной структуры самого человека. Наука и те, кто в ней заняты, должны нести нравственную ответственность за всё, что выходит из научных лабораторий. Иначе невозможно будет разорвать ту дурную бесконечность, которая может привести к гибели человечества и планеты» .

В названном труде перечислены главные идеи новой системы познания, её методология:

1. «Новое космическое мышление требует иной системы познания и иных основных методологических положений, нежели те, которые содержатся в «старых» теориях познания. Осмысление и становление новой системы есть крайняя необходимость для дальнейшего развития космического мышления.

2. Космос рассматривается в новом мышлении не только как астрономическое понятие, а во всем его энергетическом богатстве и многообразии состояний материи.

3. Целостный подход к изучению Мироздания необходим для его правильного осмысления.

4. Взаимосвязь между космическими процессами и бытием человека должна учитываться при исследовании человека и Космоса.

5. Влияние на человека и земные процессы материи более высокого состояния имеет причинный характер.

6. Единство макро- и микрокосма есть одна из важнейших особенностей Мироздания.

7. Человек – часть Космоса, несущая в себе этот Космос.

8. Дух – одно из важнейших явлений, связывающих внутренний мир человека с глубинным Космосом.

9. Человек является субъектом и сотрудником космических сил, что нашло яркое отражение в теории теургии В.С.Соловьева и во введенном им понятии богочеловека, а также во взглядах Н.А.Бердяева («восьмой день творения»).

10. Космическое мышление – это не только научная концепция, но
и практическое преображение сознания и жизни человека.

11. Новому мышлению соответствует новая система познания,
представляющая собой СИНТЕЗ основных способов познания,
научных и метанаучных, который приведёт к восстановлению на
более высоком уровне связи с Высшим.

12. Такая система познания будет теснейшим образом связана с
нравственными и этическими моментами.

13. Космическое мышление содержит новый подход к исследованию проблем человека как космическойц структуры, в котором явление сознания составляет важнейшую эволюционную суть» .