Новости

Духовный кризис

DAINIS OZOLS - Monday, August 11, 2014

Приложение  к Манифесту гуманной педагогики

ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ: ВОСХОЖДЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ СО-БЫТИЯ
17 июля 2011 года принят Манифест гуманной педагогики - важнейший документ, определяющий стратегию и тактику развития современного образования.   Манифест призывает учителей, воспитателей, педагогов, руководителей, родителей, студентов к единению и сотрудничеству в оздоровлении и обновлении образовательного мира. В нем честно и ответственно показаны беды детей, беды образования и пути защиты детей и молодежи от агрессии социальной среды.

Размышляя о единении воспитывающих взрослых (работников образования  и родителей) в этом благородном деле, мы пришли к следующему пониманию его смыслов.

Духовный кризис

института семьи и родительства.            

Первый опыт агрессии социальной среды ребенок получает в своей семье, которая сегодня с трудом обеспечивает реализацию важнейших потребностей человека: в любви, защите, поддержке.  

Если 20-25 лет назад неполная семья, пережившая развод либо смерть супруга, была исключением, то сегодня таким исключением выступает полная материнско-отцовская семья, в которой супружеские и детско-родительские отношения развиваются гармонично.  В ситуации развода родителей (основными причинами которого являются  алкоголизм, наркомания одного из супругов, отсутствие любви, неустроенность жилищных условий, неверность, насилие) труднее всего в семье приходится ребенку. Он глубоко переживает раскол в отношениях матери и отца, сопровождающийся болью, страхом, взаимными обидами, усиливающейся  ненавистью друг к другу!

Большим испытанием для ребенка является ненавидящая отца своих детей мать! Как известно из истории семейного воспитания, семья не раз теряла своего кормильца-отца, и  мать оставалась с детьми на руках, вскармливая и воспитывая, заботясь о них до совершеннолетия. Но оставшись без поддержки супруга, благодаря женской мудрости (воспитываемой с малолетства),  женщина-мать зарождала и поддерживала в сознании своих детей образы заботящегося, самого лучшего, смелого, честного, трудолюбивого отца!

Современная  женщина, выбравшая путь ненависти, взращивает в своем сознании и транслирует сыну/дочери (не понимая, что творит)  иные образы отца, которого нужно ненавидеть, а не любить; избегать, а не восхищаться и подражать ему! Если в недавнем прошлом ребенок, воспитываемый матерью, слышал от нее слова сожаления о женской судьбе, о потере кормильца на поле брани, то сегодня все чаще мать обрушивает на отца своих детей слова проклятья; запрещает или ограничивает общение с отцом.  Поселяющаяся в сердце женщины ненависть, быстро пускает корни и препятствует духовно-нравственному развитию, облагораживанию души Ребенка.

Не менее горький опыт получает ребенок безответственных, безразличных, эгоистичных матерей и отцов,  выбирающих путь служения страстям, не осознающих своей великой миссии духовного сопровождения рождения Человека! 

Безответственность женщины-матери, ее душевная глухота  превращает ее в «кукушку», равнодушную к  в-ос-питанию, взращиванию своих детей, перекладывающую ответственность на плечи мужа, прародителей и других родственников, либо государства (Иначе, откуда столько социальных сирот?!). Материнская «глухота»  приводит не редко к необратимым, страшным последствиям для  детей: не получившие материнского внимания, любви и заботы они выбирают разрушительный путь наркомании, алкоголизма, преступлений.

Безответственность, эгоизм, равнодушие  мужчины-отца обрекает его на выполнение не свойственных главе семьи ролей: «воскресный», «приходящий», «скрывающийся». Для каждой роли характерна особая модель поведения с детьми, соответствующий стиль общения и тип авторитета. Воскресные, приходящие отцы чаще всего взаимодействуют с ребенком в плоскости материальных ценностей, реже – духовных, что не может не порождать взаимных манипуляций и ложных видов авторитета: любви, дружбы, подкупа (когда доброе отношение покупается подарками и обещаниями).

Свидетелями семейных бурь, негативно влияющих на детскую неокрепшую душу, становятся воспитатели детского сада,  учителя школы, которые  не только фиксируют разрушения, но и пытаются «работать с последствиями». Никогда ранее на период дошкольного детства не приходилось такое количества разводов! 75-80 % детей, поступающих сегодня в школу,  воспитываются в неполных семьях. Значительные риски разводов приходятся (как показывают социологические исследования и житейский опыт) на самые ответственные периоды жизни ребенка: «младенчество», «дошкольное детство», «отрочество». 

Угрозы семейному счастью не ослабевают, а усиливаются! Не выработав в полной мере способов защиты ребенка от одних опасностей, воспитывающие взрослые сталкиваются с новыми угрозами существования семьи и детства – однополыми браками и как следствие – новой моделью семьи.  Навязываемые как универсальные демократические ценности, они вживляются в наше сознание  и грозят еще большим разрушением института семьи.

Семья нуждается

в поддержке и заботе педагогов

Дети хорошие. Родители тоже. Не только дети нуждаются в заботе, в мудром участии педагогов в их судьбе, но и их родители, оказавшиеся в бездуховной пустыне, выйти из которой в одиночестве невероятно трудно!

Обиженные на супруга/супругу, переживаемые душевную боль от семейных потрясений, страх перед новыми испытаниями, родители крайне нуждаются в заботе и профессиональной поддержке в сложном процессе созидания Человека.

Поняв  жизненную ситуацию, в которой оказались родители, и поддержав их, педагоги могли бы существенно повлиять на процесс восстановления целостности семьи, обеспечивающей нормальный рост и развитие Ребенка. Однако этого не происходит. По инерции педагоги избегают открытых, ответственных отношений с родителями воспитанников. Вследствие чего обостряются противоречия между педагогами и родителями, школой (другими организациями) и семьей.

Родители ждут отношений, выстроенных на основе любви, но педагоги утверждают отношения на основе власти, допускающей критику, манипулирование. Критика как ржавчина разъедает взаимоотношения педагогов и родителей, выступая барьером на пути духовной общности – ведущего условия воспитания благородного и великодушного Человека.

                  Единение педагогов и родителей в оздоровлении и обновлении образования на основе любви – суть Гуманной педагогики, находящейся в ином, чем авторитарная,  духовном измерении.

Авторитарная педагогика не мыслит сотрудничества, сотворчества педагогов с родителями воспитанников, поскольку в нем видит угрозу разрушения привычки понукать детьми и их родителями, управляя их сознанием, чувствами, поведением.

Гуманная педагогика не мыслит воспитания детей без сотрудничества, сотворчества педагогов с родителями воспитанников. Она утверждает осознанность во взаимодействии с родителями, так как благодаря осознанному взаимодействию педагогов и родителей удается понять базовые устремления и потребности воспитывающих взрослых и детей, и двигаться навстречу и вместе друг с другом к стратегической цели – воспитанию благородного и великодушного Человека.

Авторитарная педагогика активно использует категорию «работа с родителями», смысл которой - упорядочивание процесса воспитания, осуществляемого в разных средах (школе, семье) и расширение сферы влияния на ребенка. Работая с родителями, педагог контролирует семейное воспитание, поучает, и при необходимости принимает меры, которые нередко запускают механизм насилия в семье.

Ведущей формой работы с родителями, задающей координаты воздействия на родителей, в авторитарной педагогике выступает родительское собрание. Бесценное время жизни (1,5-2 часа) используется на критику и поучение родителей, как нерадивых воспитателей своих детей, которые, по  мнению педагогов, не способны без руководства педагогов успешно решать задачи воспитания. Лозунгами таких родительских собраний, по меткому выражению выдающегося философа В.В. Розанова, выступают: «Как можно скорее!», «Как можно больше (знаний)!».

Гуманная педагогика отказывается от  авторитарного смысла  «работы с родителями», находящейся в ценностно-смысловом поле со-существования, и выбирает «СО-бытие» - эволюционный уровень взаимодействия человека с миром, устремляющий  педагогов от зависимости и независимости к взаимозависимости с родителями  в  воспитании детей; от безответственности к ответственности друг перед другом и детьми!

СО-бытие  богаче, чем со-существование, оно многомерное явление, в котором проявляются все стороны человеческой жизни: ментальная и эмоционально-чувственная, коммуникативная и деятельностная. Не случайно его проявления разнообразны: со-знание, со-весть, со-чувствие, со-общение, со-гласование, со-действие, со-творчество, со-трудничество, со-звучие, со-зерцание.

Ведущей формой Со-бытия является та, которая направлена на самовоспитание и совершенствование воспитывающих взрослых, на воспитание Сердца Ребенка, развитие его Души, сохранение непорочности детства.

СО-бытие – достояние культуры человечества, грани которого рождались и оттачивались в ходе всего культурно-исторического процесса.            

Ступени восхождения от со-существования к СО-бытию

В современный период невозможно оставаться безответственными и безразличными, равнодушными к судьбе Ребенка, его воспитанию, развитию, образованию; невозможно сохранять прежние, когда-то действенные формы со-существования, характеризующиеся невмешательством в дела друг друга, границами в отношениях, ориентацией на контроль и карательные меры по отношении к ребенку и его родителям. Более невозможно декларировать «партнерство школы и семьи», «сотрудничество педагогов и родителей» в решении задач воспитания ребенка, искажать глубинный  смысл сотрудничества, подменять его суррогатом – ложным сотрудничеством «против Ребенка», которое характеризуется искусством заставить, принудить родителей принять действенные меры в отношении их сына, дочери.

Дети давно протестуют против таких отношений! Они возмущены манипулированием, сопровождающимся тотальным контролем, оценкой и наказанием. Не одна детская судьба была сломана «прокуратурой» взрослых, утверждаемой руководителями и учителями школ и поддерживаемой родителями. Дети нуждаются во взрослых, способных защищать, а не обвинять, способных очищать духовный мир детства от сорняков бескультурья, семена которых посеяли нерадивые, безответственные взрослые. 

Воспитывающим взрослым (родителям и прародителям, воспитателям и учителям детских садов и школ, руководителям образования) важно восходить:

от неосознанности к осознанности своих ощущений, чувств, мыслей и действий;

от закрытости и ограниченности в отношениях, к открытости и целостности;

от монолога к диалогу, от обвинений и критики к пониманию и прощению;

от безразличия к заинтересованности духовным миром Семьи, заботе о его сохранении и развитии;

от безответственности к ответственности;

от гнева к творящему терпению;

от уныния и зависти к радости;

от страха, тревожности к вере в силу духовной общности;

от неблагодарности к благодарению;

от ненависти к любви

ибо эти ступени восхождения определены духовными законами (законом Любви, Духовной общности, Ответственности, Причины и Следствия), следование которым определяет оздоровление  и духовное преображение образовательного мира.

                  Восхождение к СО-бытию начинается с о-со-знанности.

Воспитывающим взрослым важно осознать, что семья и школа (!), отношения между ними разрушаются вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса. Этот кризис разобщает, нарушает духовное единение детей и взрослых, поколений;  он лишает  воспитывающих взрослых и детей чувства взаимной духовной со-принадлежности. Обретение чувства со-принадлежности может сплотить семью, школу, укрепить связи между ними, превратить в прочное и достойное единство.

Педагогам важно осознать, что родители нуждаются в любви так же, как и их дети. С этой потребностью человек рождается, она никогда не перестает: проявляется на протяжении всего бытия человека. Только она способна сотворить настоящее чудо: развить способность слышать, видеть и понимать Ребенка! Мудрая любовь педагогов открывает родителям путь мудрой любви к детям – путь, где обретаются высшие образы Матери и Отца, благородного и великодушного Родительства.

                  Педагогам важно осознать, что родители испытывают потребность быть хорошими так же, как и их дети. Они не желают быть плохими, не успешными родителями не успешных детей. Они нуждаются в ситуации педагогического успеха в воспитании сына/дочери, ибо это развивает их способность быть хорошей матерью, хорошим отцом.

                  Руководителям, учителям, воспитателям, родителям  важно осознать, что в каждом Ребенке есть зерно родительства: материнства, отцовства, и что одна из жизненно важных задач семьи и школы – воспитание матери и отца.

Им важно задуматься над вопросами: что я могу сделать для созидания духовного материнства и отцовства, что нового я могу привнести в отношения родителей и педагогов, в отношения семьи и школы?

Восхождение к открытости и целостности.

Препятствием на пути эволюционирования отношений воспитывающих взрослых выступает их закрытость, установка границ взаимодействия. Отчего и почему педагоги и родители закрываются, что избегают? Что вызывает беспокойство?  Чаще всего – это страх быть собой, боязнь показать другим то, что внутри себя; предъявить то, что может вызвать неодобрение и отвержение: усталость и раздражение, незнание и неопытность в деле воспитания. Но устанавливая границы во взаимодействии, воспитывающие взрослые обделяют себя открытиями человека в Человеке, красотой и искренностью человеческих отношений, радостью общения, счастьем обретения друзей и добродетелей.  Открывая душу навстречу друг другу, воспитывающие взрослые получают шанс изменить себя и окружающих людей;  создается основа для со-действия во всех аспектах воспитания Ребенка.  «Для того, чтобы человек, которого мы творим в школе, стал венцом нравственного, интеллектуального, эстетического совершенства, необходима согласованность действий всех скульпторов, имеющих доступ к мраморной глыбе, необходима гармония творения Человека», - писал В.А.Сухомлинский. Рядом с открытыми взрослыми  Ребенок чувствует себя в безопасности; его слушают и слышат; отсутствует напряженность, ведущая к стрессам; обеспечивается целостность его развития.

В открытой к СО-бытию с родителями и детьми Школе Жизни каждая семья может найти и выбрать для себя  интересные и вдохновляющие на творчество и со-творчество формы СО-бытия: занятия в родительском университете, семейные студии и секции, клубы и лаборатории. Сколько семей можно сохранить и сплотить в таком открытом к со-творчеству пространстве!   

Открытость открывает дорогу к со-общению и взаимозависимости, в результате чего отдельные семьи воспитанников, а также независимые друг от друга педагоги и родители образуют нерасторжимое целое, внутри которого каждый становится уже чем-то иным и воспринимается не так, как воспринимался в закрытой системе.

Восхождение к диалогу, к пониманию и прощению.

Согласованности действий взрослых в воспитании детей способствует диалог.  Диалог не предлагает готовых ответов, а приглашает собеседников к совместному поиску ответов на актуальные для них вопросы о развитии, воспитании, образовании детей. В диалоге воспитывающие взрослые получают возможность высказывать свою и принимать  другую точку зрения, договариваться  по принципиально важным позициям  в деле воспитания Ребенка; со-размышлять и со-чувствовать, познавать себя и другого человека; разрешать и предупреждать конфликты.

Перейти к диалогу – задача сложная, особенно для педагогов, привыкших недооценивать родителей как воспитателей и воспринимать себя как единственных носителей истинного знания о сущности детства и взрослости, о семье и родительстве, об образовательном процессе. Непросто слушать и слышать, интересоваться, понимать другого прежде, чем себя, видеть причинно-следственные связи. Непросто отказаться от черного, бранного, слова (распространяющегося сегодня как инфекция),  от пустословия, принять правила возвышающего общения и жить, руководствуясь золотой  формулой мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь,  и какие из этого будут последствия».

Мысли, возникающие у воспитателей и учителей:  «родителям ничего не нужно», «я ничего не смогу сделать для семьи моего воспитанника» являются губительными, разрушающими для отношений с родителями учащихся/воспитанников.  Таковыми являются и слова критики и осуждения. Можно ли осуждать, не зная обстоятельств жизни семьи, родителей воспитанников? Не осуждение, а познание и понимание, прощение и устремление к духовному знанию необходимо сегодня матерям и отцам.

Непросто руководителям, учителям, воспитателям, родителям отказаться от привычки вносить в общение друг с другом тревожность, агрессивность и усталость от жизни.  Непросто говорить о духовном, о миссии матери и отца, прародителей  в жизни Ребенка, о страстях, переживаемых им. Но это единственный путь к Со-бытию, обретению его главного смысла - духовного преображения мира образования.

Восхождение от безразличия к заинтересованности духовным миром Семьи, забота о его сохранении и развитии.

Семья – уникальный духовный мир, лоно человеческой культуры, в котором  пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы души Ребенка. В семье он учится любить, верить и надеяться, жертвовать и проявлять терпимость, брать ответственность. В семье как в зеркале отражаются все проблемы и достижения социального мира. Выстроенная на порядках любви, семья дает ребенку «огонь духовности, который светит ему на протяжении всей жизни». Нарушение порядка ведет к нарушению супружеских и детско-родительских отношений, подвергает опасности жизнь и духовное здоровье взрослых и детей.

 «Задача  родителей  состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на  все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях»,- писал выдающийся философ И. Ильин.

Задача педагогов – заботиться о сохранении и развитии лона человеческой культуры, устремлять родителей воспитанников к постижению Божественной тайны.

Что знает о мире семьи воспитатель детского сада, учитель школы? Что знает он о пройденном Ребенке пути в семье, какой он опыт получил в своей семье задолго до поступления в детский сад, школу? – эти вопросы важно задавать родителям воспитанников не любопытства ради, а ради мудрого сопровождения Ребенка,  основанном на знании о нем.

Ребенка трудно понять, не постигая мир, в котором он растет и развивается. Подлинная, а не ложная заинтересованность этим миром, основанная на нравственных принципах, позволяет понять причины трудного (либо успешного) взросления Ребенка, определить поле внимания и заботы о его духовно-нравственном развитии и совершенствовании.  

Восхождение к ответственности.

Веками ответственность в воспитании детей лежала на плечах семьи, родителей и прародителей, старших братьях и сестер, а также духовных родителях, заботящихся об обретении Ребенком веры.

Однако промышленная эпоха, с ее товарно-денежными отношениями  сильно подорвала семейный уклад и изменила сложившуюся систему семейно-общинного воспитания. Это привело к ослаблению ответственности родителей в воспитании детей, но к усилению ответственности специально подготовленных к воспитанию, образованию детей педагогов. За долгие годы ХХ века родители научились перекладывать ответственность в воспитании своих детей сначала на плечи воспитателей детских садов, а затем учителей школы, ссылаясь на отсутствие профессиональной компетентности и времени на воспитание, образование ребенка. Но сняв с себя ответственность в выполнении сложнейших духовных задач, матери и отцы ослабили  духовные связи со своими детьми.  

И произошли беды.  «Содрогается сердце от бескультурья, от не знающей границ детской жестокости, цинизма, надругательства над святынями своего народа».  Семье и школе, родителям и педагогам важно понять, что безответственность в воспитании приводит к необратимым последствиям. Ответственность должна быть обоюдной. В служении делу воспитания нет передышки и нельзя ослаблять зоркость; опасно думать, что кровнородственных связей достаточно, чтобы семья сохраняла свою целостность и непорочность, оберегая  детскую душу от разрушающих ее образов жестокости, хамства, равнодушия, пьянства и разврата!

Восхождение к творящему терпению

Важное качество воспитывающих взрослых, приносящее добрые плоды,  – терпение.  Мудрецы называют его даром небес, основой мудрости, венцом благочестия, условием всякого успеха. Только терпением можно сохранить любовь и согласие между родителями и детьми, прародителями и родителями, педагогами и родителями. От нетерпения воспитывающих взрослых  (вызывающего злость, обиду, боль) мир и согласие разрушаются, утверждается вражда, от которой, прежде всего, страдают дети.  Терпение же все зло пресекает. В СО-бытии терпение наполняется особым смыслом – сотворчеством, вдохновляющим педагогов и родителей на понимание друг друга. Важно, чтобы творящее терпение стало нормой  жизни воспитывающих взрослых, ибо «для терпеливого ничего никогда не кончается, но все только начинается».

Восхождение к радости

                  Какое воспитание без радости? Тусклое, угнетающее, не вдохновляющее, не устремляющее, разрушающее… Воспитание без радости делает Ребенка несчастным. Оно лишает его Божественного Света, который несет в себе живительную энергию, пробуждающую к развитию талантов и способностей Ребенка, благородства и великодушия.

Каждый человек знает, что когда он радуется, когда у него хорошее настроение, все дела спорятся, «все горит в руках»: это жизнь пульсирует в человеке. Когда же он пребывает в унынии, жизнь замирает, а иногда и прекращается. Не случайно уныние является смертным грехом. Нельзя пресекать жизнь Богом данную, нельзя нести в пространство семена разложения.

Воспитывающим взрослым важно развивать в себе способность сопереживать, сострадать, сочувствовать, но еще более – радоваться и со-радоваться! Этого ждут, об этом «умоляют» взрослых дети: «будьте радостными», «будьте веселыми, ведь от настроения человека зависит, как он проведет день», «будьте улыбающимися, с чувством юмора», ибо это делает их счастливыми.  Научиться со-радоваться, значит победить в себе эгоизм, стяжательство, зависть, ненависть. «Радость есть особая мудрость».

                  Восхождение к духовной общности. Вера в ее силу.

На пути восхождения воспитывающим взрослым важно научиться управлять своими эмоциями, укрощать страх и тревогу,  научиться  верить в силу духовной общности.

Духовную общность учителя с детьми и их родителями утверждали А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, Р. Штейнер и  В.В. Розанов, П.Ф. Каптерев и П.Ф. Лесгафт, С. Соловейчик и продолжают утверждать их последователи.

Сегодня как никогда ранее востребовано СО-бытие педагогов и родителей, обращенное к духовной общности  воспитывающих Ребенка взрослых, которое дарит ребенку тепло человеческой души, восполняет пустоту эмоционального сосуда любовью, дарит веру в свои силы и надежду на встречу с духовно близкими взрослыми, способными стать для Ребенка духовными отцом/матерью. Без духовной общности педагогов с родителями воспитанников не состоится их образование, их преобразование, привносящее в сознание матери и отца идею развития  детско-взрослых  отношений  на  принципах  гуманной  педагогики; не будут решены проблемы  «отцов  и  детей».

Восхождение к благодарности.

                  Благодарность – не только «величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей», как сказал Марк Туллий Цицерон.

Педагогам и родителям важно учиться благодарить друг друга  за любое усилие, приложенное в воспитании благородного и великодушного Человека, ибо  Благодарение исключает осуждение и направляет душевные силы воспитывающих взрослых в сторону развития и саморазвития.

Педагогам  важно наблюдать за собой и спрашивать себя: благодарю ли я родителей воспитанников за внимательное отношение к здоровью детей, за ответственное отношение к воспитанию сына/дочери, за усилия, приложенные в совместном воспитании детей? 

Родителям важно наблюдать за собой и спрашивать себя: благодарю ли я педагогов наших детей за уважительное и понимающее взаимодействие с ними, за устремление к истинным ценностям и смыслам Жизни, за взращивание в них и во мне потребности в Человеке?!

Восхождение к  Любви.

Добродетелью, но особого качества, считают любовь мудрецы. «Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая… По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость…», - заповедовал нам  христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря, прп. Иоанн Лествичник.

Не согласиться с этим нельзя, иначе, почему наши дети так часто болеют? Почему встретить здорового ребенка в детских садах и школах сегодня – большая редкость?

Воспитывающим взрослым важно найти в себе мужество признать, что дети больны, потому родители и педагоги отказывают растущему организму в самом главном – в Любви; важно  понять  и попросить у детей прощения за это зло; начать жить по закону Любви.

В авторитарной педагогике в качестве приоритетных функций утверждаются функции воспитания и социализации, образовательно-обучающая и  профессионально-ориентационная функции, творческого развития и приобщение к культурному досугу. Любовь как функция приписывается только семье, в которой взрослые и дети соединены кровнородственными и духовными связями.  Любовь не допускается на порог школы, поскольку мешает «вооружать молодое поколение набором так называемых «образовательных стандартов».

В  Гуманной педагогике Любовь – основное условие Жизни. Эту истину знали мудрецы, заповедуя новым поколениям: «В любви Ребенок находит вдвое больше источник роста» (И.Г. Песталоцци). Эту истину ведают современные дети, сообщая нам, что «Любовь – мораль Мира», тем самым указывая нам истинный смысл и путь.

***

Какой путь выберет каждый из нас родителей, педагогов: вверх или вниз? 

Путь восхождения к истине, добру и красоте СО-бытия, осознания своей педагогической и родительской миссии, созидания  духовной общности с детьми и воспитывающими взрослыми  невероятно труден. Но чем больше мы преодолеваем препятствий на пути восхождения к духовности и духовной общности, тем больше у нас появляется возможностей поддержать друг друга; растет мощь нашего сердца, в спасительной энергии которого так нуждаются Дети!

«Никто из нас – учителей, воспитателей, родителей – не является маленьким человеком, от которого мало что зависит. Не надо унижать себя, ибо от нас зависит очень многое: мы есть основная сила в мире образования, и потому судьбы наших детей в наших руках» («Манифест гуманной педагогики»).

Будущие Учителя Размышляют...

DAINIS OZOLS - Monday, August 11, 2014

БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ РАЗМЫШЛЯЮТ О КОДЕКСЕ ЧЕСТИ И СЛУЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Представление «Кодекса чести и служения учителя» для широкого обсуждения родительской и педагогической общественностью – важное событие в мире образования, оказавшееся в фокусе внимания не только состоявшихся, но и будущих учителей! Общаясь со студентами Волгоградского государственного социально-педагогического университета по содержанию положений «Кодекса», мы с радостью отмечали их искреннее желание высказать свое суждение о том, что происходит в современной школе и вузе, как разворачиваются отношения между учениками и учителями, что может спасти хрупкий мир растущего Человека и устремить его к духовному преображению?! В феврале мы уже представляли некоторые размышления студентов 3-4 курсов направления подготовки «Педагогическое образование» о «Кодексе». Надеемся, представленные ниже новые эссе нашей талантливой молодежи вдохновят учителей на внимательное прочтение «Манифеста» и «Кодекса» и устремят к самосовершенствованию.


Круликовская  Кристина:   «Профессия учителя на сегодняшний день находится далеко не на пике популярности и престижа, а образ, возникающий в сознании большинства  при слове «учитель» – женщина средних лет, с расшатанной нервной системой, злая, неприятная, старомодная, часто одинокая и несчастная. Поступая в педагогический вуз, добрая половина абитуриентов уверена, что работа учителя не для них, что это неблагодарный труд, к тому же низкооплачиваемый.  Страшно, правда?

Но сегодня, благодаря творчеству потрясающих педагогов современности происходит возрождение истинного образа учителя, педагога. «Кодекс чести и служения учителя» – уникальный документ, созданный на основе «Манифеста гуманной педагогики», который призван показать, что есть учитель не только на сегодняшний момент, но и на протяжении всей истории человечества.  Из вступительного комментария мы видим, что данный кодекс призван вдохновлять и устремлять, но не нормировать и ограничивать труд учителя, он утверждает отношения людей друг к другу с пониманием того, что каждый обладает безграничными возможностями [Кодекс чести и служения учителя]. Эти слова настраивают читателя на восприятие этого документа, как должного помочь воодушевить, а не ограничить и наказать.

Первое,  что производит на читателя огромное впечатление – язык этого документа. Его строки полны таких понятий как Свет, Любовь, Мудрость, Духовность, Устремления, Миссия, Путь, Свобода и Творчество. Удивительно, как глубоко эти слова заходят в наш ум и душу, наполняя нас Добром, Верой в свою деятельность и пониманием  необыкновенной  Значимости профессии Учителя. В доказательство этого хочу привести несколько положений кодекса: 

Учитель:

1.Понимает: он есть носитель Света, есть творящая сила нового сознания и новой жизни общества; считает свою профессию служением высшим идеалам человечества; полон ответственности перед Творцом, перед будущим, перед судьбой каждого своего ученика.

Учитель есть носитель света, творящая сила – не «страж» дисциплины и носитель знаний умений и навыков.  Свет, сила – слова совсем иного порядка, совсем другой ценности, нежели те, что нам привычно слышать и принимать в связи с работой учителя.

7. Помогает ученикам взращивать в себе смысл жизни, углубиться в самопознании, устремиться к самосовершенствованию.

Самопознание, самосовершенствование, смысл жизни – это категории, которыми владеет человек мыслящий, развивающийся, – те категории, которые должны поселиться в душе ученика  и сопровождать его в жизни. 

13. Помогает ученикам понять, что мысль есть всеначальная энергия; взращивает в них чувство ответственности за свои мысли; создает условия, чтобы они полюбили свое мышление; воспитывает в них добромыслие и ясномыслие, доброречие и ясноречие.

Каждая наша мысль – начало наших действий, поступков, определяющих нашу судьбу, а затем и судьбу всего нашего общества. Добрые здоровые мысли  создают добрые дела и, как итог – здоровое процветающее общество.  Если бы каждый учитель уделял хоть немного времени и внимания образу мысли своих учеников, направлял их в нужное русло, подальше от зла, эгоистичности, корысти и жестокости – не было бы у нас вокруг того, что мы видим сегодня (войны, международные конфликты, алчность, жадность, жестокость).

В Кодексе есть ответы на все вопросы и сомнения педагога. Прочитав его, каждый учитель может понять, насколько важна его миссия, насколько ценна его работа,  какую радость и удовольствие можно черпать из своей деятельности.  Главное – наполнить душу светом, добром и любовью и верой,  быть мудрым помощником  каждого из детей».


Мурсалимова Галия: «В первую очередь, нельзя не отметить эмоциональный язык, которым написан Кодекс. Думаю, все, что касается моральных норм, должно быть обличено в эмотивную лексику, которая сможет воздействовать на слушающего/читающего на уровне бессознательного. В Кодексе чести учителя упоминаются такие понятия, как Творец, Благо, Свет, Энергия, которые дают огромный простор для размышлений на тему великого назначения учителя в мире. 

Однако мне бы в своем эссе хотелось затронуть вопрос возможности практической реализации положений Кодекса на практике. Несомненно, все, что утверждается в нем, – очень важные моменты, без которых немыслим истинный учитель. Но как это ни прискорбно,  для некоторых учителей этот Кодекс – лишь набор красивых фраз, ведь они не знают, как теорию применить на практике. 

В этой связи хотелось бы представить отрывок из статьи писательницы, журналиста, учителя литературы Ирины Лукьяновой (источник: http://www.pravmir.ru/kodeks-chesti-uchitelya-s-chem-boryutsya-zakonodateli/):

«…Учителя действительно часто не справляются с эмоциональными перегрузками и не умеют реагировать профессионально – а реагируют на бытовом уровне, выходя из себя. Профессионалов, работающих с людьми, вообще надо специально учить  держать удар, не переходить на личности, разрешать конфликты грамотно, а учителей -  удерживать дисциплину в классе без помощи насилия, эта часть учительской подготовки в нашей стране сильно проседает. …Учитель очень часто просто не знает, что делать в той или иной ситуации и чувствует себя беспомощным и беззащитным: кричать нельзя, выгнать из класса нельзя, выгнать из школы тоже нельзя, — ученик чувствует себя совершенно безнаказанным и даже дразнится: «а все равно вы мне ничего не сделаете». Школы и учителя очень нуждаются не в «кодексе чести», бессмысленном наборе общих слов, а в грамотных педагогических разработках на тему «как поддерживать дисциплину в классе не репрессивными методами». Если учитель это умеет — никакой ученик его ничем не сможет шантажировать. Если не умеет — никакой «кодекс чести» тут не поможет.

Конечно, в классе лучше не кричать на ученика, и выгонять ученика из класса мы тоже не имеем права, потому что отвечаем за его безопасность – мало ли во что он влипнет, слоняясь без надзора. Но прописывать документально каждый учительский чих – бессмысленно, потому что педагогика – это штучная работа, а не конвейерное обучение. Начнем запрещать крик – это что, децибелы прописывать? Или введем перечень запрещенных слов? Или будем измерять долю вложенных в крик эмоций?»

Не могу не согласиться со всем вышесказанным, т.к. уже имею хоть и крошечный, но все-таки опыт работы в качестве учителя. Безусловно, каждый учитель должен начинать с себя, взращивать свою внутреннюю гармонию, укреплять свой духовной стержень, но не все точно знают, как это делать и с чего начать. Например, молодые учителя, не имеющие солидного опыта, не совсем стрессоустойчивые и временами излишне эмоциональные – как им быть в данной ситуации?

Думаю, в разрешении данной проблемы следует отказаться от громких суждений «хорошо-плохо», а продумать с психолого-педагогической точки зрения, как улучшить ситуацию. Возможно, восполнить какие-либо пробелы в университетском педагогическом образовании, устроить бесплатные курсы для начинающих учителей, где другие более опытные учителя могли бы делиться опытом в преодолении тех или иных проблем.

Итак, я уверена, что Кодекс чести учителя не достаточно просто прочесть. Возможно, целесообразно и полезно было бы перечитывать его время от времени на разных этапах профессиональной деятельности, карьерного роста, и каждый раз учитель сумеет найти что-то новое или забытое в уже знакомых положениях».


Хохлова Дарья:  «Итак, кодекс чести учителя, созданный на основе «Манифеста гуманной педагогики».  В кодексе прописываются действительно  очень важные  моменты, с которыми  я абсолютно согласна. 

Сначала я прочитала сам кодекс, а затем обратила внимание на первую ссылку на статью одной учительницы. И поняла, что мысли учителей совсем не соответствует той возвышенности и духовности, которыми учитель должен обладать. В своей статье она критикует само правительство, кодекс. Настроена она была скорее даже агрессивно. И я еще раз убедилась в том, что пора менять мировоззрение!

Люди даже не могут осознать, что настоящие перемены произойдут не тогда, когда правительство обратит внимание на учителей, не тогда, когда зарплаты будут бесконечно высокими, а тогда, когда будут происходить изменения в сознании самих учителей, да не только учителей, всех людей! Когда они поменяют отношения к себе, искренне осознают, возьмут на себя ответственность за свою жизнь, наладят ее, начнут строить свое личное счастье! Ведь как учитель будет воспитывать Благородного и Великодушного человека, будучи несчастным? А для этого нужно потрудиться!

Именно поэтому, многие учителя после прочтения кодекса остаются недовольны, не видят выхода и кидаются с обвинениями на правительство. Да, учитель в чем-то ограничен государством, но прежде всего, он ограничил себя САМ в своем сознании. Как учитель научит жизни ученика и какой жизни он научит, если у него самого семейная жизнь не клеится? Как он научит дружбе, если сам не может найти общий язык с коллегами? Как научит свободе, если боится начальства? Как он разовьет таланты ребенка, если сам не хочет развиваться? Как он откроет ребенку глаза на уникальность, если сам считает себя рядовым учителем? 

Кодекс, несомненно, наполнен очень мудрыми мыслями. Но, что делать с такими учителями, которые только возмущаются? Не соглашаются и даже высмеивают, то, что учитель – есть Свет?

Небольшое отступление. Совсем недавно я осознала, что что-то пора менять в своей жизни. Почему у меня нет того-то и того-то? Что-то не получается? Что делать? Ждать? Ждать, что кто-то меня спасет? Или начать самой движение к изменению? Как только  я задалась этими вопросами, я случайно нашла статьи одной женщины. Пишет она в основном о семейном счастье. Меня это заинтересовало. ( И я думаю, что и любого человека это должно заинтересовать, независимо от возраста). Прочитав статьи о семье, я переключилась на статьи об образе жизни, от образа жизни к образу мыслить, от этого к мировоззрению. Чем больше я стала этим увлекаться, больше осознавать, тем больше хорошего стало происходить в моей жизни. Возможно год назад, прочитав кодекс чести учителя, я бы присоединилась к той учительнице, посочувствовала ей и полностью бы согласилась. Но сейчас я такого не смогу сделать.

Что бы я могла предложить? Начать учителям помогать менять свое мировоззрение, свои жизненные позиции, свое отношение к предназначению на этой Земле.

Когда они  поменяют отношение к своей работе, не будут относиться как к долгу, тяжелой ноше! Когда вместо обвинений всех подряд, обратить внимание на самого себя, взять ответственность за происходящее на себя. Попытаться понять, а что же я такого делаю, что сейчас мне приходится переживать трудности, почему я веду себя тем или иным образом! А главное, почему другие ведут себя так, как нас не устраивает! Может быть, они неосознанно хотят вам что-то сообщить, помочь вам изменить то самое отношение к себе?

Когда будут относиться к детям как к Душе, а не Разуму! 

Я обратила внимание, что усвоение государственных образовательных программ в кодексе стоит всего лишь на 15 месте, а все остальные пункты направлены на духовное совершенствование. 

Да, возможно одного кодекса недостаточно, чтобы что-то изменить в системе образования. Но принимать его негативно или совсем отрицать считаю неправильным». 


Заярная Надежда:   «Кодекс чести и служения учителя» – важный документ для старшего поколения педагогов, для молодых учителей, у которых еще не так много опыта, и, конечно же, для будущих учителей, а именно для студентов, которые в будущем хотят видеть себя Педагогами. Именно Педагогами с большой буквы. Пришла я к этой мысли, прочитав данный кодекс, а также вспомнив слова великого педагога, Педагога с большой буквы – Антона Семёновича Макаренко: «Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого».  То есть, если все педагоги не только прочтут этот кодекс, но и будут стараться  реализовать указанные пункты в жизнь, это принесет большие успехи не только ученикам, но и самим педагогам.  Я не говорю о том, что все пункты сразу смогут воплотиться в жизнь, но стремится к лучшему, на мой взгляд, стоит. Тем более что, по выше приведенному высказыванию, можно говорить о том, что чем больше требований будет предъявлено, тем больше плодов пожнешь.  

    В данном кодексе изложены мысли гуманной педагогики, которая сейчас нам всем так близка. Современный педагог – это «Сверхчеловек». Тот кто встал на этот путь, должен отдавать себе отчет в том, что должен приложить даже не максимум усилий, а больше чем может, ради того чтобы профессия учитель стала его призваньем.  Все согласятся с тем, что «Москва не сразу строилась». Если стремится к лучшему, то можно добиться больших успехов. Не обязательно все пункты сразу станут осуществимы. Именно поэтому, я считаю, что на стадии обучения будущий педагог должен ознакомиться с этим документом. Для того чтобы осознать всю степень ответственности не только за свою жизнь и судьбу, но и за жизнь другого человека, а именно своих учеников. 

Главное любить детей,  любить свое дело и быть не только компетентным во всех вопросах, но и постоянно совершенствоваться – стремиться к идеалу, который, на мой взгляд, изложен в данном кодексе.  


Мащенко Анастасия:  «При прочтении «Кодекса чести и служения учителя» во мне говорили сразу идеалист и прагматик, пытаясь переспорить друг друга, словно сидящие на плечах ангел и демоненок. Идеалист воспарил духом и рвался в бой за соответствие Кодексу, но его тут же останавливал прагматик и спрашивал, а на самом ли деле готов он к борьбе.

Мы живем в мире, в котором учителя потеряли статус духовных наставников и начали «оказывать образовательные услуги»; в мире, в котором учителя теряют авторитет хранителя знаний в силу наличия Интернета, имеющего ответы на все; в мире, в котором творчество учителя подавляется необходимостью уложиться в сроки, в баллы ЕГЭ, в учебную программу. Дух учителя оказывается заточенным в клетку условностей и формальностей, и вместе со всем миром мы заточаем детей вместе с собой…

Чтобы нести Свет и любовь детям, нужно высвободиться из этой клетки и обрести мудрость. Все начинается с желания, утверждает мой идеалист, но желания мало, отвечает прагматик. Нужны годы, нужна немеркнущая путевая звезда, нужны силы для борьбы с собой и со всем миром. Да, «Кодекс чести и служения» для обеих сторон моей сущности есть именно вызов к борьбе за право считаться Учителем, ведь чтобы помочь ученикам понять, «что мысль есть всеначальная энергия», «взрастить в них чувство ответственности за свои мысли», нужно начать, прежде всего, с себя.

Другим аргументом прагматика «попридержать коней» был предмет, которому я призвана обучать детей. «Иностранный язык – отличный материал для формирования Личности: страноведение взращивает культурное самосознание, любовь к Родине и уважение к традициям другой нации, а сам язык придает мышлению гибкость и лабильность», – заявляет воодушевленный идеалист. «Вспомни методику», – усмехается прагматик. На методике обучения иностранному языку нет места духу, там есть методы формирования всех аспектов речевой деятельности, четких, как формула, там есть по минутам расписанный план. «Да, иностранный язык – отличный материал, но сможешь ли именно ты создать симбиоз духовного и материального в обучении ему?»

Мы – я и идеалист – не можем пока ответить на этот вопрос и решить указанные выше задачи. Мы можем стремиться и верить. Что же касается прагматика… На пути самосовершенствования всегда необходимо иметь трезвую голову, чтобы не свернуть к ложным идеалам и не забыть свою первоначальную цель».




Храмова Татьяна:  «Кодекс чести и служения несет в себе очень полезную цель – направить и вдохновить учителей и будущих учителей на творческие свершения и любовь к детям и своей профессии. Кодекс призывает учителя быть духовно-нравственным человеком и воспитывать так же духовно-нравственных учеников.

Здесь мы видим многие принципы гуманной педагогики, например: «Духовный гуманизм, есть основа обновления мира образования…», «воспитание в каждом ученике личности Благородной и Великодушной, человека культуры, героя духа, гражданина Земли».

Кодекс чести и служения учителя позволяет учителю чётко поставить перед собой цели и определить принципы своего образования, выстроить идеальное представление о структуре своей педагогической деятельности. Также он побуждает «творить» образовательный процесс и указывает на значение внутреннего мира учителя, его духовно-нравственного мира и самосовершенствования. 

Мне очень импонирует идея о том, что «учитель верит в безграничные возможности каждого ученика,  верит, что каждый ребенок несет в себе свой путь, свою миссию». Вера в каждого ученика и в его способности действительно помогает им найти свой путь и постигать  новое. Учитель, которому не всё равно, будет в почёте и уважении у детей.

Так же учитель несет уроки как «дары своего духа». Под этим понимается, на мой взгляд, что урок – не просто формальность для обмена информацией и ее поглощения, а возможность воспитать духовно-нравственных учеников.

Я полностью согласна со всеми идеями и утверждениями данного кодекса». 


Ананьева Катя:  «Я ознакомилась с Кодексом чести и служения учителя, и могу согласиться с каждым его пунктом. И сейчас очень хорошо понимаю, что это не просто нововведение для меня, с которым я ознакомилась, а это моя мечта – в будущем стать таким педагогом, соблюдающим эти советы и обладающим такими благородными и благодарными качествами. Ведь эта профессия  также связана с благодарностью. На мой взгляд, мы должны быть благодарными к нашим детям, которых мы учим за то, что они позволяют нам становится лучше, дают возможность узнавать их с каждым днем все лучше и делать огромный вклад в развитие их будущего. Мне очень нравится цитата: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель» (Лев Николаевич Толстой). Только я бы еще добавила любовь, как к делу, так и к деткам. 

Еще я задумалась, ведь то, что написано в этом кодексе, это не только касается будущих педагогов, а также каждого человека, каждую женщину, ставшую матерью, каждого мужчину, который стал отцом. Чтобы стать родителями с большой буквы или как это можно сказать, чтобы детки были счастливыми необходимо обладать этими качествами, совершать такие действия, как понимание, поддержка, вдохновение, любовь. И ведь любовь-это не просто слово, это проявляется через действия, поступки и необязательно они должны быть грандиозными – это может быть простая улыбка с утра,  вдруг ребенку приснился кошмар,  о котором он молчит и ему так не хватает сегодня ласки.  Или когда учитель верит в него до последнего, даже если у малыша ничего не получается, так важно. Все люди чувствуют, когда в них верят,  когда возможно даже ты не знаешь, что сможешь это сделать, а они уверены. 

Быть хорошим учителем – это дар, призвание или просто человечность??? Одно понятие не исключает другого. Как иначе общаться с детьми, если ты не педагог. Неужели все эти советы не касаются других  людей, которые работают в больнице, на стройке, в банке. Нет, нет и нет! Каждый ребенок должен находиться в такой любящей, теплой атмосфере не только в школе. А то выходит это обман чистой воды. Многие думают, на что мне вера моих учителей, когда в меня не верит мамочка или папа?! На самом деле для меня это такая животрепещущая тема, и я готова все усилия приложить, чтобы стать хорошим учителем, матерью и человеком! Ведь все эти социальные статусы только дополняют друг друга. 

Кодекс чести и служения для всех профессий, которые подразумевают работу с детьми. Я бы назвала это так. Благодарю за возможность высказать свою точку зрения».                                              


 Ерёмина Татьяна:  «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян», - говорил Дмитрий Менделеев.

 Мною был рассмотрен данный документ, и хотелось бы сразу отметить, что его название: «Кодекс чести и служения учителя» несёт в себе глубокий смысл. Сейчас мы часто слышим, что учитель «предоставляет образовательные услуги», то есть, «обслуживает» детей. Но это ведь неверно! Учитель не «обслуживает», он  служит  важнейшему, на мой взгляд, процессу в мире – воспитательному. 

Мне всегда казалось, что служение учителя – это процесс очень тонкий, ведь в нём заключается всё невероятное и прекрасное, что есть в нашем мире: мудрость, понимание, вера, прощение и, конечно же, любовь. Учитель «есть носитель Света, есть творящая сила нового сознания и новой жизни общества», он есть «частица бессмертного и живой орган мирового духовного развития человечества». Любовь Учителя к детям безгранична, она всё прощает, и я уверена, именно любовь учителя помогает ученикам добиться не только нужного результата по учебной программе, но и понять: «Что мне нужно в этой жизни? Кем я действительно хочу быть?». 

Учитель – это путеводная звезда. Он верит в своих учеников до победного конца, и его вера в детей – это самая лучшая поддержка в мире. Учитель – человек чести, он никогда не оскорбит и не предаст своего воспитанника; каждому из своих учеников он уделит внимание, окружит лаской, заботой, поставит на верный путь, подскажет, посоветует от чистого сердца. 

В детстве я любила играть в «учителя», и тогда мне казалось, что это трудное, но интересное дело. Я и сейчас думаю, что быть Учителем непросто, однако, к моему  впечатлению из детства добавилось ещё кое-что. 

Служить Учителем – это честь».


Зайцева Анастасия:  «Кодекс чести и служения учителя» – потрясающе полезный документ! Каждому учителю необходимо не просто прочитать его, а досконально изучить, осмыслить. К сожалению, не все педагоги имеют представление о том, каким должен быть Настоящий Учитель. Тем не менее, я считаю, что многому из того, что здесь написано, нельзя научиться, с этим нужно родиться. Недаром же существует выражение «Учитель от Бога». 

Как я поняла, здесь делается упор на то, что учитель должен, прежде всего, воспитывать. А это довольно сложно и ответственно. Первым делом, я обратила внимание на положения о том, что учитель должен «осознавать исключительное значение своей субъективной воли в творении образовательного процесса, потому постоянно занят совершенствованием своего характера, взглядов, педагогического искусства, духовно-нравственного мира и т.д.  Он творит и совершенствует в себе образ духовно-нравственной личности: является примером культуры и нравственности, вежливости и сочувствия; справедлив; живет по совести;  улыбчив, любит добрый юмор; прост в общении; доброречив; устремлен к благу». По моему мнению, чтобы научить детей, воспитать их Благородными и Великодушными личностями, учитель сам должен являться таковым. Он должен своим примером показывать, каким человеком необходимо быть. Все это невозможно без любви, заботы, преданности своей профессии. Учитель учит детей учиться, помогает познать себя, устремиться к самосовершенствованию. Ведь дети проводят многие годы своей жизни именно с учителем. Он как никто другой должен вести каждого ученика от успеха к успеху, от трудностей к трудностям. А совместная деятельность учителя и родителей даст еще большие плоды. Это свидетельствует о том, что учитель взаимодействует не только с учениками, но и с родителями. Не стоит забывать и о том, что задачей учителя также является обучение дисциплине. Она, в свою очередь, тоже может являться фактором, влияющим на духовно-нравственное развитие учеников. 

Каждый учитель должен помнить о том, что образование непрерывно. Ему следует «черпать вдохновение для творчества и возвышенной профессиональной жизни в трудах классиков мировой педагогики, в любви к ученикам и постоянной заботе о них, в поисках разгадки сложных воспитательных и образовательных  задач, в мысли о том, что он «соработник у Бога». И, конечно же, учиться у своих учеников. Ведь обучение должно протекать в сотрудничестве, сотворчестве.  

В заключении хотелось бы сказать, что я полна надежды на то, что, пусть не все, но большинство учителей, изучив данный документ, сделают выводы и постараются придерживаться данных положений. Ведь каждому учителю необходимо понимать, что все идет от любви, веры. От любви к детям, к своей профессии, к жизни и миру в целом. От веры в безграничные возможности своих учеников, в свои собственные силы. Дав детям то, что им так необходимо, учитель получит моментальную отдачу, чему будет несказанно рад, чем будет гордиться. Ведь профессия учителя – это служение, ответственность. Это должен осознать каждый, кто хочется называться Учителем».

 

Анищенко Валерия:   «Ознакомившись с документом «Кодекс чести и служения учителя», я более четко осознала особую роль учителя на Земле. Возвышенное представление о нем, как «носителя Света» и «соработнике у Бога» действительно поражает величайшей тонкостью мысли, создающей образ «земного ангела», живущего во благо других людей.

В моем сознании появился образ учителя, как высоконравственной духовно-развитой личности,  некоего идеала,  к которому стремятся, в первую очередь, дети, им обучаемые.  Воображение представляет взору удивительное, полное нежности и любви к ближним, создание, излучающее тепло и свет. Такой образ создается благодаря необыкновенно проницательным словам Кодекса, которые позволяют увидеть самую сущность профессии учителя. «Учитель…считает свою профессию служением высшим идеалам человечества; полон ответственности перед Творцом, перед будущим, перед судьбой каждого ученика»,  «стремится к цели воспитания в каждом ученике личности Благородной и Великодушной, человека культуры, героя духа…»

Стоит обратить внимание на то, что личность Благородная и Великодушная  – возможно, главное, к чему должен стремиться человек, как я это поняла из кодекса. Эти два слова невольно врезаются в память, т.к. полагается, что именно эти качества являются основой для дальнейшего духовного обогащения личности учащихся. 

Необычайной силой наполнены следующие строки из Кодекса: «Учитель…несет ученикам уроки как дары своего духа,…защищает и оберегает их (детей) от всего дурного, предан им…». Полагается, что в основе такой профессиональной деятельности, в первую очередь, лежит невероятная любовь учителей как к своей профессии, так и, конечно же, к детям. Почти в каждом пункте кодекса указано, как именно должен любить педагог детей и как общаться с ними, чему учить и откуда черпать вдохновение для творчества. 

Поражает также то, что делается сильный акцент на постоянном самосовершенствовании педагога, который должен стать «примером культуры и нравственности». Можно сказать, что здесь затрагивается насущная проблема настоящего времени, где педагог не всегда стремится к тому идеалу, которым должен являться. Крик иногда становится нормой в общении между учителем и учениками,  и в кодексе указывается, как раз, на необходимость не терять самообладание и не повышать голос. 

Сравнивая данный кодекс с другим документом  –  «Профессиональный стандарт педагога», можно отметить несколько существенных различий.  Во-первых, данный стандарт имеет формальный стиль речи, которым в принципе обладают многие документы. Далее, этот документ указывает на то, что педагог именно должен делать. Это слово «должен» оказывает, как мне кажется, некоторое давление на сознание будущих учителей. «Учитель должен устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации». Бесспорно, данный пункт касается важной составляющей педагогического процесса, дисциплины. Но при чтении этого и подобных пунктов перед глазами невольно возникает картина урока, где учитель занимает авторитарную позицию и старается навязать детям правила поведения в классе и школе. 

Полагаю, что «…стандарт» определяет учителя как разностороннего специалиста. Вне сомнений, так оно и должно быть. Но возможно, некоторые пункты определяют несколько нереальные, если так можно выразиться, обязанности учителей. Стандарт включает: «умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.); умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка». Как мне кажется, это не столь важные умения, которыми должен обладать истинный педагог. Таковые, по моему мнению, отражены в «кодексе чести и служения учителя»: «Учитель помогает ученикам взращивать в себе смысл жизни, углубиться в самопознание, устремиться к самосовершенствованию». 

Подводя итог, хочется сказать, что «Профессиональный стандарт педагога», безусловно, обладает рядом преимуществ, и мы, студенты, наверное, не имеем должного права судить о его недостатках. Но так как это право нам было предоставлено, то мы, лишь исходя из своих пока еще крошечных знаний и небогатого опыта, можем оценивать стандарт, созданный под руководством талантливого педагога Е.А. Ямбурга. Но, даже исходя из того, что имеем, мы можем видеть, насколько более утонченным и проницательным является «Кодекс чести и служения учителя». Этот удивительный документ позволяет понять важность и необходимость педагогической профессии сегодня. Что касается меня, то я поняла, что не зря определила профессию педагога своей ведущей деятельностью в будущем».


Бережная Оксана:  «Если мы вспомним Декларацию прав ребёнка, которая была  написана выдающимся педагогом К.Н. Вентцелем, можно заметить невооруженным взглядом, что  Кодекс чести и служения учителя так же написан выдающимися педагогами. Разговор о взаимоотношениях учеников и учителей очень актуален в наши дни  и наша педагогика отличается от прежней, что делает упор на вовлечение детей в учение, в совместный труд учителя и ученика. 

Этот документ очень необычайный по своей силе и очень отличается от текста ФГОС. В Кодексе нет никаких требований, правил, сводов законов, принципов. В Кодексе авторы рассматривают вопросы детально и  призывают вдохновлять и устремлять учителя на творческие свершения. Некоторые строчки из кодекса: «учитель верит в безграничные возможности каждого ученика; верит, что каждый ребёнок несет в себе свой путь, свою миссию; эта вера является для источником для его оптимистической и творческой профессиональной деятельности». Из этих строк можно сделать вывод, что Кодекс утверждает отношения людей друг к другу, а ФГОС является отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.  

Так же в кодексе учитель признает, что духовный гуманизм, синтезирующий в себе духовное и материальное, есть основа обновления мира образования, и в соответствии с этим педагог выстраивает свое педагогическое мышление и творческую образовательную практику, а ФГОС призывает педагогов работать по определенной педагогической системе, не выходя за рамки». 



Шаршова  Оксана:  «Основная идея этого Кодекса,  я думаю, заключается в гуманности педагога  по отношению к ученикам. Но это не единственная идея, которая затрагивается в кодексе. Здесь мы видим учителя, как некоего носителя «священных знаний», который хранит их и передает их из поколения в поколения.

«Учитель в эволюционном движении человечества несет, хранит и развивает завоевания духа и разума». То есть, учитель –  это носитель в первую очередь нравственных ценностей. Ну и конечно для учителя важно становление личности ребенка. Понимание того, что каждый ребенок –  это индивидуальность,  и к ней нужно относиться с огромным вниманием.

«...Верит в безграничные возможности каждого ученика». А как же без этого? Если «поставить крест» (образно говоря)  на ученике,  который явно не блещет знаниями  какого либо предмета, то можно многое потерять. Ученик может не блистать, потому что он стесняется показать себя, а может он знает, но боится сказать. Здесь учитель должен помочь ему преодолеть свой страх.

   Весь Кодекс чести учителя основан на том, чтобы направить ученика на познание самого себя и на его жизненный путь. Также говорится о том,  чтобы родители ему помогали – это очень важно, ибо если учитель будет говорить одно, а родители – другое, то, скорее всего, ученик будет слушать своих родителей. Главное,  чтобы то, о чем говорили оба, не было во вред маленькому дарованию, ибо ошибки, допущенные вначале, могут негативно отразиться в будущем.

Много хорошего говорится в Кодексе, но подводя итог, можно сказать,  что как себя вести с учениками – выбор учителя. Ибо, на бумаге можно многое написать, но на деле,  в жизни,  все может быть абсолютно по-другому».


Минасян Ашхен: «Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются, - писал Эразм Роттердамский.  

Что часто случается в современном мире в ходе образования, так это наличие некой оболочки преподавателя: его имидж, знания по предмету, знания по психологии, методике и педагогике, умения  составлять структурированно уроки , в общем и целом быть прекрасным представителем педагогической профессии. Но вот дилемма:  даже при умении потрясающе строить педагогический процесс, в преподавателе очень часто отсутствует душевное. Как я уже говорила, оболочка может быть идеальной, а вот содержание зачастую  не взращивается в преподавателе. 

К сожалению, так получилось, что в современном мире мы уделяем так много внимания внешнему, нашей оболочке, знания тоже входят в это внешнее, но мы так мало развиваем своё внутренне. Под словами «развивать внутренне» я подразумеваю взращивать в себе любовь, понимание, сочувствие, сопереживание: всё то, без чего невозможна педагогическая профессия. 

С моей точки зрения, в данных двух направлениях следует рассматривать  «Профессиональный стандарт педагога» и «Кодекс чести и служения Учителя». Стандарт  является неким нормативным документом о преподавательской деятельности, о содержании деятельности  преподавателя,  как  профессионала.  В целом, данный документ говорит нам  о том внешнем, что должен уметь преподаватель. К примеру: педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

Что же касается «Кодекса чести и служения учителя», то основная цель данного документа является взрастить в преподавателе человеческое, т.е, содержание, т.е. сердце. К примеру:

Учитель:

- Усердно следует закону творить, углублять и укреплять духовную общность, единение и взаимопонимание со своими учениками и с каждым из них.

- Проявляет особую заботу о развитии и обогащении духовно-нравственного мира своих учеников, учит жить, взрослеть и развиваться в своем духовном мире, мечтать, создавать красоту, свершать благо; помогает утверждать воображаемое во внешнем мире.

  -  Любит детей искренне, преданно, без условностей; мудрая любовь к каждому ученику сопровождает все его педагогические деяния.

Конечно же, оба документа дополняют друг друга  и должны работать в ансамбле, но всё же «Кодекс чести и служения учителя» имеет большую  гуманную силу. Позвольте мне уточнить. Вот, к примеру, в стандарте есть такой пункт: «Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их». Но зачастую те пункты, которые написаны в данном нормативном документе не всегда реализуемы. Ведь умению нельзя научить, ему можно научиться с чьей то помощью, прочувствовать, понять, осознать, и только после данных действий человек становится умелым; тогда все те процессы остаются в человеческом опыте, и теперь у него есть данное умение. Если у преподавателя не было такого практики, если в своей жизни он никогда не видел подобного отношения ни в школе, ни в университете,  то  как педагог будет «уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их»?

 Что же касается «Кодекса чести и служения учителя», то здесь мы можем увидеть нацеленность не на то, что должен иметь преподаватель, а на то, что ему нужно в себе взрастить, чтобы данные умения не нужно было оглашать, чтобы они были для преподавателя чем-то само собой разумеющимся. Наверно, если бы университеты были нацелены именно на взращивание в педагоге педагога, то  мир бы стал лучше».



Бракер  Анна: «Прочитав «Кодекс чести и служения учителя», который создан на основе «Манифеста гуманной педагогики», трудно не согласиться с его тезисами. Ведь не зря говорят, что учителя – это наши вторые родители, которые сопутствуют нам на протяжении начала нашей жизни, периода нашего развития, становления личности. 

Я считаю, что две профессии, без которых человечество бы не смогло прожить, и которые считаются одними из самых древних, – это врач и учитель. Уже в древности люди понимали, что от преподавателя зависит будущее поколение, каким оно станет, каких успехов добьется.  

Одним из самых основных положений  Кодекса я  считаю следующий: «Любит детей искренне, преданно, без условностей; мудрая любовь к каждому ученику сопровождает все его педагогические деяния». Действительно, разве человек может работать учителем, проводить с детьми большую часть своего времени, если он не любит их, не стремится воспитать в них нравственно-моральные качества? Счастлив тот, кто занимается своей работой с удовольствием, с душой. Соответственно, дети всегда чувствуют хорошее, искреннее отношение к себе, их не обманешь. 

И, конечно, воспитание и обучение детей идет намного продуктивнее, если обе стороны испытывают взаимопонимание. Недаром, одно из положений гласит, что учитель должен быть далек от авторитаризма, от силовых подходов к ученикам. 

Если бы каждый учитель следовал положениям, данным в «Кодексе чести и служения учителя», то дети бы с большим удовольствием ходили в школу, участвовали во внеклассных занятиях, да и сами классы были бы намного дружнее».